01
сентябрь
2021
Функциональная обязанность педагога-психолога
Посмотреть онлайн файл: funkcionalnye-objazannosti-pedagoga-psihologa.pdf
Функциональная обязанность педагога-психолога
1. Общие положения
1.
Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона об образовании РК, квалификационных характеристик должностей педагогических работников организаций образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 27 августа 2002 года № 629. При составлении инструкции учтены правила аттестации педагогических работников, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года № 1051.
2.
Педагог – психолог назначается и освобождается от должности директором школы на период отпуска и временной нетрудоспособности педагога – психолога его обязанности могут быть возложены на педагога, имеющего соответствующую подготовку или педагога – психолога иной школы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
3.
Педагог – психолог должен иметь высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
4.
Педагог – психолог подчиняется непосредственно директору школы.
5.
Педагогу – психологу непосредственно подчиняются классные руководители.
6.
В своей деятельности педагог – психолог руководствуется Конституцией и законами Республики Казахстан, актами и указами Президента Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан, областного департамента образования, районного отдела образования, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом, Положением и иными правовыми актами средней школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
7.
Педагог – психолог должен знать Декларацию прав и свобод человека, нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты, общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, социально – психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
8.
Педагог – психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка
2. Функции
Основными направлениями деятельности Педагога – психолога являются:
1.
Осуществление профессиональной деятельности, направленной на
сохранение психического, соматического и социального благополучия
обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе.
2.
Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по
охране прав ребенка.
3. Должностные обязанности
Педагог – психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и
осуществляет превентивные мероприятия по профилактики
возникновения социальной дезадаптации.
2.
Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучаемых, учащихся группы «риска» и принимает меры по оказанию различного вида психологического помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
3.
Выявляет причины отклоняющегося поведения у учащихся и проводит коррекционную работу.
3.4. Оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим),
педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
3.5. Проводит психологическую диагностику различного профиля и
предназначения.
6.
Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
7.
. Ведет документацию по установленной форме и использует её по назначению.
8.
Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
9.
Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, содействует их развитию и поиску.
10.
Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
11.
Формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих),в том числе и культуру полового воспитания.
12.
Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
13.
Осуществляет мониторинг по изучению профильной ориентации, мотивации педагогических кадров к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения.
14.
Участвует в комплектовании профильных классов на основе психолого-педагогической диагностики.
3.
Права
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетентности:
1.
Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и
планировать её исходя из общего плана работы школы и
педагогической целесообразности.
2.
Участвовать в работе Педагогического совета школы.
3.
На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку
его работы, давать по ним объяснения
5.
Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в
том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или
служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм
профессиональной этики.
6.
На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования
за исключением случаев, предусмотренных законом.
7.
Повышать квалификацию.
8.
Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного
прохождения аттестации.
9.
Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные
распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению
дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной
ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о
поощрениях и взысканиях обучающихся в школе.
5. Ответственность
1.
За неисполнение или ненадлежащее без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора средней школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, Педагог – психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
2.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания (воздействия), связанных с физическим и\или психическим насилием над личностью обучающегося, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Республики Казахстан «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
3.
За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса педагог – психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
4.
За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог – психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и\или гражданским законодательством.
5.
Взаимоотношения
Связи по должности педагог – психолог:
1.
Педагог – психолог работает в режиме нормированного рабочего дня
по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
2.
Педагог – психолог планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
3.
Представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.
4.
Получает от директора школы информацию нормативно – правового и организационно – методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
5.
Визирует приказы директора школы по вопросам организации учебно– воспитательного процесса.
6.
Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы, учащимися и родителями.